r_arrow

Повесть о настоящем супермене

20 июня 2013 г.
img

В прокат выходит совершенно новая серия приключений, вероятно, главного американского супергероя, Супермена, под названием "Человек из стали", реализованная культовым в некоторых кругах режиссером Заком Снайдером.

Самый первый полнометражный фильм, посвященный герою комиксов Супермену, вышел в 1978 году — снял его Ричард Доннер, а главную роль исполнил Кристофер Рив. Считается, что именно "Супермен", собравший в мировом прокате $300 млн при бюджете (довольно раздутом) $55 млн и показавший коэффициент кассового успеха (ККУ) 5,45, открыл Голливуду привлекательность комиксных экранизаций. Подтолкнув индустрию в этом направлении, сам проект "Супермен" долгой дороги не пережил, к четвертому фильму превратившись в самопародию. В 2006 году попытку взбодрить франшизу предпринял режиссер Брайан Сингер, сняв "Возвращение Супермена", однако фильм стоимостью $209 млн смог принести всего $391 млн прибыли (ККУ 1,87), и перезагрузку поставили на паузу. Понадобился успех "Темного рыцаря", который доказал, что переосмысление комиксов в современном сеттинге — единственный вариант их серьезной экранизации, чтобы у "Супермена" появились хоть какие-то перспективы. И кажется совершенно логичным, что для спасения главного американского супергероя издательство DC Comics призвало Кристофера Нолана, человека, который без видимого усилия реанимировал прямого конкурента криптонианца Ка-Эла — Бэтмена.

Собственно, замысел "Человека из стали", согласно уже появившейся легенде, возник у Нолана и его постоянного сценариста Дэвида Гойера во время работы над третьей частью обновленного "Бэтмена". Набросок на несколько десятков страниц был показан Warner Bros. еще в 2010 году, и президент кинокомпании распорядился выделить авторам $225 млн бюджета, однако из-за сложностей с правами на персонажа съемки не начинались до середины 2011-го. В качестве режиссера Нолан и другие продюсеры "Человека из стали" хотели видеть попеременно Даррена Аранофски, Бена Аффлека, Данкана Джонса и Тони Скотта, но остановились в итоге на Заке Снайдере. Тот, как известно, уже однажды сделал подход к теме супергероев (если не причислять к таковым спартанского царя Леонида) — речь об эпическом полотне "Хранители" 2009 года. Оно не слишком блестяще выступило в прокате, собрав лишь $185 млн при бюджете $130 млн (ККУ 1,42), но быстро превратилось в культовую ленту для поклонников комиксов и некоторых киноманов. Снайдер, взойдя на борт "Человека из стали", выдвинул несколько условий, как то: съемка на пленку, а не на "цифру", отказ от съемок в 3D (допускается конвертирование в этот формат при постпродакшен) и как можно больше реального (а не нарисованного) в кадре. В том числе, как выяснилось, имелись в виду отряд боевых вертолетов (помогли ВМС США) и масштабная постройка комплекса декораций в Чикаго (местный профсоюз строителей был страшно рад).

Помимо выигрышной визуальной части, где Снайдер всегда показывал себя большим специалистом, фильм обещает неожиданные сюжетные ходы, внятное объяснение сверхспособностей Супермена в рамках существующих воззрений на физику и глубокую драматическую проработку характера главного героя. Кроме того, создатели признаются, что на постановку серьезное влияние оказал киноязык режиссера Терренса Малика (несколько неожиданно для претендента на главный летний попкорновый блокбастер).

Понятно, для чего стараются Снайдер, Нолан и компания: им необходимо поддержать оформившийся в середине 2000-х годов тренд больших кассовых сборов у фильмов о супергероях. Подводить собратьев по индустрии нельзя: на 2013-й намечен старт еще трех аналогичных релизов, через год выйдет пять супергеройских фильмов, в том числе будут обновляться "Капитан Америка" и "Мутанты черепашки-ниндзя" — в общем, на создателях масса ответственности. К тому же победа Супермена укрепила бы позиции DC Comics в соревновании с Marvel Comics за звание самой зарабатывающей комикс-компании.


На данный момент у DC всего две позиции в топ-5 самых кассовых картин о супергероях, обе — у нолановского "Бэтмена". "Темный рыцарь", вторая часть трилогии, выпущенная в 2008 году, потребовала на съемки $185 млн, а принесла $1,004 млрд, показав ККУ 5,42. Можно бесконечно долго спорить, как сильно отразилась на популярности фильма безвременная смерть Хита Леджера, исполнителя роли Джокера, но одно несомненно: именно с ним связано возрождение нешуточного интереса зрителей к теме сверхчеловеков в расписных костюмах.


Третья часть, "Темный рыцарь: Возрождение легенды" 2012 года, может служить лучшим тому доказательством. Выпущенный четыре года спустя и снятый за $230 млн фильм собрал $1,084 млрд, показал ККУ 4,71 и занял третье место в топ-5 — при этом никто из занятых в картине актеров не умер, что могло бы привлечь к ней дополнительное внимание.

Marvel Comics занимает в рейтинге остальные три места. Замыкает пятерку "Человек-паук-3", последний фильм с Сэмом Рейми у руля и Тоби Магуайром в красной сетчатой маске. Он появился в 2007-м, на закате прежнего поколения супергеройских постановок, но уже уловил отсвет большого богатства, освоенного жанром в следующем году: при бюджете $258 млн фильм намолотил по мировым кинотеатрам $890,8 млн, показав ККУ 3,45, самый низкий в списке.

Второе место в топ-5 — у марвеловского "Железного человека", точнее, у третьей части киносериала, прокат которой все еще продолжается. Бюджет $200 млн — среднестатистический для супергероев, и, как можно убедиться, к данному моменту фильм окупился почти шесть раз: заработки составили $1,196 млрд, а ККУ — 5,98 пункта. Лучших результатов добилась только сборная команда марвеловских сверхчеловеков, известная под именем "Мстители": фильм об их борьбе с инопланетным вторжением и злокозненным богом Локи из Асгарда, снятый не самым известным режиссером Джоссом Уидоном, стал главным хитом 2012 года. При бюджете $220 млн "Мстители" собрали кассу $1,511 млрд — ККУ 6,86, лучший в пятерке, и заслуженное первое место; сковырнуть их оттуда "Человеку из стали" будет, право слово, затруднительно.

Владимир Боровой

Журнал"Коммерсантъ Деньги"

Интервью и аналитика
Российские новости
30 мая 2014 г.