r_arrow

Почему дети любят мультики: детский психолог о мультфильмах для разных возрастных групп

11 сентября 2014 г.
img

Эксклюзивный обзор, сделанный специально для читателей Вестника практикующим детским психологом Екатериной Синицыной, поможет лицензиатам и лицензиарам узнать больше о психологических потребностях детей разных возрастов, о глубинных причинах детских предпочтений и о тех мультфильмах, которые наиболее полно отвечают интересам той или иной возрастной группы. Мультфильмы с какими сюжетами полезно смотреть детям 3-6 лет, в каком возрасте ребенок начинает «привязываться» к персонажу, какие современные герои близки подросткам, а также как психолог комментирует рейтинги предпочтений детей из исследования «Новое поколение» – обо всем этом и многом другом читайте в материале Вестника.

Синицына Екатерина Николаевна, дипломированный психоаналитик, педагог-психолог с многолетним опытом работы с детьми и подростками в школе, социальных центрах, дошкольных учреждениях, ведущая групп раннего развития.
Екатерина Синицына,
дипломированный
психоаналитик, педагог-
психолог с многолетним
опытом работы с детьми
и подростками в школе,
социальных центрах,
дошкольных учреждениях,
ведущая групп раннего
развития.

В настоящее время в связи с развитием медиапространства, мультипликационные фильмы пользуются все большим спросом у детей, родителей и педагогов. Поскольку современное общество все больше «поворачивается лицом» к детству, обращая внимание на важность данного периода для всей последующей жизни человека, возрастают и требования к мультипликационной продукции, как к одному из педагогических инструментов и помощнику в гармоничном и всестороннем развитии детей.

1 – 3 года. Ранний возраст

До года демонстрация видеопродукции ребенку не полезна. Мелькание на экране вызывает перевозбуждение нервной системы младенца. Полифония и экранная речь вызывает задержку речевого, эмоционального и двигательного развития младенца.

В период от одного до трех лет становятся актуальны примитивные двухмерные сценки, с повторяющимся сюжетом, демонстрирующие базовые представления о мире (цвет, форма, счет до 5-10, родной алфавит, пространство, время, эмоции). Простые диалоги или голос за кадром. Например: «Ослик понюхал большой красный цветок «Ах!». Ослик улыбается. Он рад. Ой, куда спрятался ослик?». Приветствуют песни и танцы «повтори за осликом» в качестве стимуляции развития крупной моторики. В этом возрасте дети склонны копировать действия на экране. Постепенно социальные рамки раздвигаются: семья ослика, ослик играет во дворе, идет в магазин, детский сад и осваивает правила поведения.

Полезна в этом возрасте экранизация народных потешек, песенок, сказок с повторяющимся сюжетом («Репка», «Курочка ряба», «Теремок»). Мультфильмы на иностранном языке еще не актуальны. Даже если ребенок будет смотреть мультфильм и на монгольском, монгольский язык он от этого не выучит.

Постепенно усложняется цветовая палитра и удлиняется продолжительность мультфильма до 10 минут.

Хотя дети этого возраста готовы смотреть один и тот же мультфильм не один десяток раз, привязанности к персонажу нет, узнаваемость в игрушках и на бытовой продукции слабая.

3 – 6 лет. Дошкольное детство

Дети этого возрастного периода самые благодарные зрители. Внутренний мир ребенка постепенно усложняется, интерес к внешнему миру растет. Ребенок готов воспринимать постепенно усложняющуюся фабулу, соотносить действие и результат, появляется представление о морали, добре и зле. В этом возрасте становится актуален юмор в мультфильмах. Сначала как нелепости, например, народные рассказы-небылицы.

В дошкольном возрасте ребенок только исследует положения в обществе. Ему еще не смешно от того, что царь из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» красит забор в трусах,

а глупая гусеница из сериала «Лунтик», говорит «пожуй листа», вместо известного слова «пожалуйста».

Аудитория данного возраста проявляет наибольший интерес к мультфильмам, воспринимая их как понятное окно в мир. Здесь им в доступной форме наглядно излагают, как этот мир устроен. Поэтому мультфильмы для этого возраста несут высокую педагогическую нагрузку.

Объект познания ребенка постепенно расширяется: ребенок познает свойства и назначение предметов, нравственные нормы, причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Это возраст «почемучек», поэтому мультфильмы должны нести познавательную составляющую. Развивающая сфера и широкий кругозор являются залогом успешности ребенка. Но информацию дети 3-6 лет воспринимают только в игровой форме, т.к. ведущая деятельность дошкольника – игра, именно в ней он решает свои задачи развития. И даже мультипликационного персонажа, читающего лекцию, он слушать не будет.

В этом возрасте дети учатся дружить, начинают привязываться к кому-то кроме своей семьи. Мультипликационные персонажи становятся значимыми. Например, это не просто пони, у него есть имя, характер и история, т. к. он из определенного мультфильма. Игровая деятельность постепенно усложняется.

Продолжительность мультфильмов постепенно удлиняется к 5-6 годам до полнометражных.

Примеры мультфильмов, отвечающие задачам этого возраста: Сказки В. Г. Сутеева, А. С. Пушкина, Ш. Перро, Г. С. Андерсона, Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. П. Бажова, К. Чуковского, С. Маршака, русские народные и народов мира, «Знаменитый утенок Тим», «Приключения кота Леопольда», «Котенок по имени Гав», и многие другие советского периода. Мультфильмы советской анимации отличаются высоким качеством, т.к. и картинка, и озвучание были сделаны с образцовым профессионализмом, и главное - сюжет в основе, актуальный во все времена. В современной индустрии ничего подобного повторить пока не удалось.

Из современных отечественных сериалов для этой возрастной группы хорошо подходят: «Лунтик», «Фиксики», «Паровозик Тишка», отдельные серии «Горы самоцветов». Однако и некоторые из этих мультфильмов не лишены недостатков с точки зрения психологии. Так, сериал «Лунтик» несмотря на адекватные для дошкольного возраста сюжетные линии, имеет низкую эстетически-художественную ценность картинки и озвучания, сенсорное восприятие ребенка свои «витамины роста» не получает. Главный персонаж мужского пола, обладает большой силой, но почему-то сиреневого цвета и озвучен нежным женским голосом. Что ставит вопрос о половой идентификации. Этот вопрос важен, так как в этом возрасте у детей уже развита половозрастная идентификация. Очевидно, создатели хотели угодить и мальчикам, и девочкам. Однако детям трудно ассоциировать себя с таким персонажем. Отрицательные персонажи гусениц на его фоне выглядят ярко и больше обращают на себя внимание детей.

Из зарубежных сериалов актуальную познавательную функцию несет блок «Узнавай-ка» канала Disney («Спецагент Осо», «Умелец Мэнни», «Доктор Плюшева», «Маленькие энштейны»). К недостаткам можно отнести «кислотные» цвета. Также «Паровозик Томас и его друзья» и более динамичные «Веселые паровозики из Чаггинтона», азиатский сериал «Робокар Поли», «Финли – пожарная машина». Во всех этих сериалах демонстрируется, как важно заниматься общественно-полезным трудом, помогать, отзываться, сочувствовать. Поднимаются также и другие важные темы. Так, в одной из серий «Финли – пожарная машина» поднимается неудобная для родителей тема смерти питомца.

С 5 лет можно начинать смотреть некоторые полнометражные мультфильмы Disney, лучше совместно («Белоснежка и семь гномов», «Пиноккио» (важно обсудить с ребенком поведение главного героя), «Бэмби», «Дамбо», «Питер Пен», «Леди и бродяга» (поднимается важная тема рождения младшего сиблинга, что актуально в этом возрасте), «Король лев» (после мультфильма хорошо обсудить с ребенком, к чему приводит ослушание).

Что касается негативных примеров, то это современные мультсериалы «Маша и медведь» и «Смешарики». Данная продукция не адресована дошкольной аудитории. Ирония, ситуации-перевертыши соответствуют подростковому восприятию мира. И что совершенно недопустимо - в некоторых сериях искажается продуманный веками искусный сюжет народных сказок. Вместо упорядочивания картины мира, его исследования, чего жаждет ребенок, ему предлагают сумятицу. Сериал «Смешарики» вообще мультфильм для взрослых, большинство персонажей - взрослые, с проблемами и заботами взрослых людей (медведь-огородник, лось-ученый, ворон-артист, пингвин-изобретатель, сова-пенсионерка, баран-поэт). Чем они могут быть близки детям? На какие актуальные вопросы детства они отвечают? Персонажи более юного возраста (свинья, кролик, ежик) также не ведут себя как обычные дети. Хотя свинья и ходит с куклой, но по поведению она больше походит на персонажа взрослого мультсериала Масяню – девушку без возраста и цели в жизни.

7 – 9 лет. Младшие школьники

Бывает, в этом возрасте дети перестают смотреть мультфильмы, которые любили раньше, поскольку считают себя повзрослевшими. Однако интерес к мультипликации сохраняется. В этом возрасте детям уже доступны сложные символические сюжеты. Например, экранизация басен И. А. Крылова. Мультфильмы по сказочным сюжетам дети смотрят уже с более глубоким осмыслением. К школьному возрасту ребенок уже способен воспринимать комедию положений.

Поскольку в этом возрасте ведущей деятельностью является учеба, актуальны мультфильмы про учеников («Вовка в тридевятом царстве», «В стране невыученных уроков», «Баранкин будь человеком», «Фиксики» и т. д.).

В этом возрасте начинают быть актуальны приключенческие сюжеты. Например, мультэкранизация «Острова сокровищ» Р. Л. Стивенсона.

10 - 15 лет. Подростки

Ведущей деятельностью подростков является общение, поэтому для них самой актуальной темой являются взаимоотношения. Про перипетии взаимоотношений снято много зарубежных сериалов. Например, японские «Кэнди-кэнди», «Лулу – ангел цветов», «Спиди-гонщик».

Прежде всего, на подростковую аудиторию ориентированы полнометражные мультфильмы для широкого проката («Рапунцель», «Кот в сапогах», «Турбо», «Тачки» и т. д.). Они апеллируют к жонглированию сюжетами, что ранее подросткового возраста ребенку не доступно.

В этот период происходят значительные физиологические изменения у подростков. Поэтому актуальны сюжеты о супергероях, которые обнаруживают у себя новые способности (Спайдермен, Сейлормун и т. д.) В этих мультфильмах у персонажей выражен половой деморфизм: персонажи мужского пола широкоплечие и мускулистые, персонажи женского пола с подчеркнутой женственной фигурой, все в облегающих костюмах. Что соответствует психосексуальной стадии развития подростка.

Исследования предпочтений детей

Оценивая результаты весенней волны исследования «Новое поколение» компании «SYNOVATE COMCON» мы видим, что подростки смотрят мультфильмы для взрослых, в том числе «Симпсонов». Ничего удивительного в этом нет. Кто из подростков не хочет смотреть фильмы для взрослых, вплоть до порнографии? Но никто не будет выпускать школьные принадлежности с фотографиями порноактрис. В «Симпсонах» нет буквальных сцен секса и кровопролития, но у подростка еще нет жизненного опыта, чтобы оценить всю иронию, заложенную в сценарий. Несомненно, в сериале подростков привлекает образ, разрушающий авторитет фигуры отца, - Гомер Симпсон, и то, что его маленький сын Барт, зачастую оказывается смышленее. В целом сериал придерживается нравственных ценностей, на первом месте ценность семьи, что соответствует американской морали. Скорее, его лучше смотреть вместе с родителями, чтобы вместе посмеяться над сценками-перевертышами обычных жизненных ситуаций.

Что же касается таких персонажей, как Винкс и Спайдермен, то мне кажется, еще предстоит провести качественное исследование, чем именно они привлекают детей. Очевидно, что создатели играют на желании детей попробовать прикоснуться ко взрослой жизни, надеть мамины туфли, покрутить руль в папиной машине. Эти персонажи похожи на детское шампанское. Но зачем детям шампанское? Каждый час своей жизни ребенок тратит на познание мира. Что он узнает из этих мультфильмов? Что образцы женщины летают на крыльях, следят за тонкостью талии, и у них все «такое красивое»; а образец мужчины висит на соплевидных отростках? Это так необычно, поражает, захватывает и выхватывает из реальности. Детям, важно развивать воображение, но оно не будет развиваться в процессе наблюдения фантазий взрослых сценаристов.

Герой «Спайдермена» - студент, и именно студенты были аудиторией, для которой автор писал этот комикс. Но теперь герой уже «помолодел» для дошколят. Нелепо видеть его изображения на футболках, мячах и велосипедах-колясках для годовалых малышей. Но зачастую другого мяча в магазине игрушек просто не купить. Выходит, что иногда китайское производство определяет предпочтения наших детей, приучает их к героям не для их возраста.

Немаловажную роль, конечно, играет то, что подобная продукция массово идет с экранов. А большая часть родителей не всегда критично относится к тому, что вливается в уши и глаза их детей. Гордон Ньюфелд и Габор Матэ, авторы книги «Не упускайте своих детей» пишут «Дети знают, что они хотят, но не знают, что им полезно». Если мама на вопрос, зачем она демонстрирует подобные мультфильмы ребенку, отвечает: «а ему нравится», продолжать бессмысленно, всех все устраивает.

Итог

Очевидно, что мультипликационная продукция, как часть внешнего мира, влияет на мировоззрение детей и подростков. Для того, чтобы мультфильм был востребован, должна быть четко определена возрастная категория зрителей. Мультипликационный фильм должен не только отвечать на важные вопросы развития актуального возрастного периода, но и подходить под все требования родителей, которые постепенно перестают воспринимать мультфильм, как пустое развлечение и способ занять ребенка. Многие родители и педагоги обращают внимание на качество исполнения, озвучания, мультфильма, для них становится важно, способствует ли просмотр развитию эстетической, эмоциональной, нравственной, интеллектуальной, физической сфер ребенка.

Если определять основные тренды современной мультипликации, то, как видно из приведенных примеров, в последнее время выпускается довольно много мультфильмов, в которых персонажами выступает техника, т. е. одушевляются не просто животные или растения, а транспорт. К чему приведет данная тенденция, как отразится на последующем поколении подобная «техногенность», - пока вопрос. При этом современные родители и педагоги отмечают, что девочки почти перестали играть в куклы. Вместо этого девочки играют с нереалистичными мультяшными пони (не без влияния мультсериала) и куклами с внешностью девушек. Традиционные пупсы, о которых можно заботиться, встречаются не часто, а уж куклы-дошкольницы, с которыми можно себя ассоциировать, вообще редкость. С определенной точностью можно сказать, что сегодня не хватает мультфильмов, поддерживающих материнский инстинкт девочек.

Часто родители задумываются, а полезно ли вообще смотреть детям мультфильмы, не лучше ли занять ребенка более важным и нужным. С мультфильмами дело обстоит, как с конфетами, - детство без них немыслимо. Но, если продолжать аналогию, какие они будут, - слепленный на скорую руку саломас с кислотными красителями или высококачественный шоколад, - зависит от создателей.

Психолог-консультант, аналитический психолог
Екатерина Синицына

 

 

Интервью и аналитика