Написать историю лицензионного агентского бизнеса не так-то просто. Очевидно, что корнями она уходит далеко в американскую реальность середины прошлого столетия. Но основоположником, безусловно, был Уолт Дисней, выпустивший первый лицензионный продукт в далеком 1932 году.

К началу XXI века первые ростки лицензирования уже всходили и на российском рынке. Долгое время первооткрывателям отечественного лицензионного рынка было непросто работать – ни потребители, ни ритейлеры не видели разницу между лицензионным и контрафактным товаром. Ситуация с государственным регулированием ввоза и продажи контрафактной продукции изменилась только в 2006 году. Параллельно активно шел процесс создания цивилизованной розничной сети, предприниматели начинали вести бизнес по закону, чтобы не провоцировать контролирующие органы.  К тому времени в России работало уже три лицензионных агентства: пионеры, пришедшие из Европы, Plus License и INK, и созданное для развития первого российского детского лицензионного бренда «Смешарики» агентство Marmelad Media. С 2006 года по настоящее время  на активно развивающийся рынок вышло еще пять агентств, три из которых – российские.

Чаще всего отечественные агенты помогают правообладателям, в большинстве своем не имеющим ни возможности, ни желания, постигать тонкости локального рынка, найти контакт и выстроить правильные финансовые отношения с лицензиатами. Но посредническая миссия агентств, превалировавшая на первых порах, постепенно обрастает новыми функциями. Агенты перестают быть только «офисом продаж» и начинают принимать участие в развитии бренда, дополняя или полностью заменяя действия правообладателя на локальном рынке.

Таковы требования развивающегося лицензионного бизнеса – производителям и ритейлерам уже недостаточно увидеть хороший мультфильм для того, чтобы отдать предпочтение бренду. Они хотят знать, почему бренд будет успешен? Как будет продвигаться в России? И эти вопросы актуальны даже для брендов, имеющих мировую популярность. С другой стороны – лицензиары стали требовать от агентств более плотной работы с брендами, полноценного сопровождения франшиз на локальном рынке. Уплотнение конкурентной среды диктует изменение роли агентств в лицензионном бизнесе.

Сегодня на российском рынке работают восемь агентов. Каждый из них имеет свой опыт, подход к работе и решению проблем, и свою философию, связанную с их видением роли агентств на рынке. Мы предлагаем вам познакомиться с краткой информацией о каждом из них и мнениями о российском рынке представителей руководства компаний.

PLUS LICENSE

Пол Таш, генеральный директор российского представительства лицензионного агентства Plus License“Наши отношения с клиентами всегда носили практический характер, и мы очень много времени проводили и до сих пор проводим, обучая их принципам лицензирования.  У нас есть договоренности с лицензиарами о предоставлении нам юридического сопровождения. Мы находим бизнес-решения, которые работают в условиях российского рынка. Мы также знакомим наших лицензиатов с международной практикой ведения бизнеса, а лицензиаров – с тем, как работает российский рынок.

Главная тенденция развития российскогорынка лицензирования заключается в том, что рынок двигается в строну долгосрочного мышления. Компании более тщательно подходят к выбору самого бренда и к тому, как выгодней в негоинвестировать. Появляются новые товарные категории. Мы также видим, что российский рынок, на котором все еще превалируют бренды из мира ТВ и кино, начинает проявлять все больший интерес к дизайнерским брендам, фэшн-брендам, интернет-и игровым брендам.  Лицензионные программы будут расширятся и станут более продолжительными. Рынок станет активнее, увеличится количество маркетинговых и других мероприятий. Определенно мы увидим рост лицензионной деятельности в сфере производства и торговли одеждой.”

INK BRANDS

Андрей Зиновьев, менеджер по развитию лицензионного агентства INK“За эти годы у нас было много интересных проектов, из которых стоит упомянуть «Ледниковый период» в торговой сети  X5-Retail-Group (Перекресток, Пятерочка) например. Это первый и пока единственный опыт подобного рода в России – когда торговая сеть покупает лицензию для изготовления брендированной продукции. Кстати сказать, что в России появился (товары появятся чуть позже) второй такой проект с другойкрупноймеждународной сетью, и этот проект  тоже наш. Проекты подобного родаявляютсяважными индикаторами роста лицензионного рынка.

К сожалению, в России большинство по-прежнему считают, что платить за бренд это все равно, что платить за воздух – «За что вам платить-то?» – вопрошают они. Из этого вытекают такие важные проблемы как пиратство и нежелание лицензиатов работать по-честному. Бороться с этим бесполезно, так как это система, страна, строй. Ситуация будет меняться своим чередом, надо только продолжать делать свое дело, и число потенциальных лицензиатов будет постепенно расти.”

MARMELAD MEDIA

Ольга Крицкая, заместитель Генерального продюсера  лицензионного агентства Marmelad Media“Одна их самых распространенных трудностей, существующих сегодня на российском рынке,  – это контрафакт в различных его проявлениях. Помимо подделок в категории  потребительских товаров,  широко нарушаются  digital rights в таких категориях как  DVD, компьютерные игры, мобильные приложения, Интернет-контент.  В целях борьбы с такими проявлениями, Мармелад Медиа  создало обширную сеть юридических представительств во всех регионах, которые тщательно следят за соблюдением наших авторских прав. Кроме того, как способ защиты объектов авторского права, можно просто предоставить потребителю легальную, более качественную и безопасную альтернативу.  В первую очередь это касается сферы цифрового контента  в Интернете.Например, мы создали официальный канал бренда «Смешарики» на Youtube, где пользователи могут совершенно легально смотреть любимые серии в хорошем качестве.

На российском рынке, во-первых, нет самой культуры лицензирования и при этом есть общая юридическая безграмотность в этом вопросе. Часто люди либо не понимают,  либо просто считают не обязательным платить роялти правообладателю за использование его персонажа. Во-вторых, не для всех очевидны преимущества использования лицензии как успешной бизнес-модели. Мы стараемся популяризировать саму модельлицензирования, объясняя нашим партнерам все выгоды, которые они получат от такого сотрудничества.

И, наконец, существует сложная ситуация с российским ритейлом, который зачастую скептически настроен к брендированной продукции в связи с ее более высокой стоимостью, по сравнению с товарами no name или малоизвестных брендов. Это затрудняет вывод на рынок новых лицензионных товаров.  Мармелад Медиа всячески помогает своим партнерам в решении данной проблемы и оказывает дальнейшую маркетинговую поддержку уже непосредственно в розничных сетях.”

ICON PROMOTION

Вадим Найман, президент лицензионного агентства Iсon Promotion:

“Оценивая ситуацию лицензионного бизнеса в России, мы уверены, что спрос на лицензии будет расти в геометрической погрессии и очень скоро наш немногочисленый состав агентов будет увеличиваться, а портфель лицензий необходимо будет расширять, чтобы удовлетворить растущий спрос. Замечателен тот факт, что лицензии востребованы, как во времена процветания, так и во времена кризиса.”

EUROPEAN LICENSING COMPANY

Юлия Рыбакова, руководитель российского офиса лицензионного агентстваELC:

“Многие успешные бизнес-стратегии и кейсы приходят в Россию, по аналогии с ТВ- и видео-контентом, спустя некоторое время, а компании, наблюдающие за своими конкурентами, не спешат перенимать их нестандартные действия (в том числе лицензирование),априорно считая их рисковыми. Мне кажется, что подобная тенденция сохранится в России еще некоторое время, пока компании не начнут активно перенимать опыт своих партнеров и конкурентов, не начнут проводитьболее глубокую аналитику того, что происходит вне российского рынка. Отчасти в этом и состоит наша задача – доносить до сведения наших партнеров и потенциальных клиентов информацию об успешных кейсах, реализованных на зарубежных рынках, оказывать помощь в адаптации этих кейсов под российский менталитет и рынок.”

MEGALICENSE

Захар Назаренко, генеральный директор агентства Megalicense“Сложности на данном этапе развития лицензионного рынка России можно назвать «классическими»: пиратство, отсутствие лицензионной культуры, правовая неграмотность. Зачастую приходится объяснять такие аксиомы, что за использование бренда нужно платить, а не наоборот. Даже сейчас встречаются клиенты, которыеговорят, что они готовы разместить рекламу нашего бренда на их  продукте.

Основная тенденция развития российского лицензионного рынка – это рост лицензионной грамотности потребителей. Также рост количества брендированных товаров на полке и качества лицензионных продуктов. Уже сейчас можно заметить все более жесткую сегментацию по аудитории и появление лицензионных товаров в новых категориях.”

RIO LICENSING

Роман Федотов, директор по развитию лицензионного агентства RIO Licensing“За эти годы по каждому из наших брендов мы добились значительного роста узнаваемости и лояльности, обеспечили высокие объемы продаж и зарекомендовали себя надежным и эффективным партнером в глазах иностранных компаний. Многие из наших лицензиатов добились выдающихся результатов работая с нашими брендами, и поверили в силу и эффективность лицензирования. Мы сформировали сбалансированный портфель брендов охватывающий мальчиков и девочек в возрасте от 2 до 12 лет,при этом бренды в нашем портфели не конкурируют, а гармонично дополняют друг друга. Нами была создана система мониторинга и исследования рынка, сформирована клиентская база состоящая из лидеров рынка в различных отраслях. Мы разработали и внедрили эффективную систему развития и маркетинговойподдержки брендов и главное подтвердили статус лидирующего российского лицензионного агентства способного вывести бренд на рынок и добиться наилучших результатов для наших партнеров.

Нами ведется регулярная работа, направленная наразвитие лицензионного рынка в целом, мы участвуем в отраслевых выставках, конференциях, публикуем статьи о Российском рынке в зарубежной отраслевой прессе. Так же мы создали первый и единственный на сегодняшний день российский отраслевой портал посвященный лицензированию – «Вестник лицензионного рынка». Ежеквартально мы проводим исследование рынка, проводим опросы потребителей и мониторинг розницы, часть данных публикуется в открытом доступе, например рейтинги представленности лицензионных брендов в рознице, другая часть используется нами для принятия управленческих решений по брендам агентства.”

All MEDIA

Евгений Пивоваров, директор по развитию лицензионного агентства All Media“В первую очередь мы работаем с производителями как основных, так и второстепенных групп товаров, стараясь выработать лицензионную программу конкретно для каждого бренда, учитывая его особенности. Мы также можем обеспечить кинопрокат фильмов и телетрансляцию сериалов, на которых построены наши бренды, причем работаем со всеми крупнейшими телеканалами и прокатчиками. Безусловно, мы работаем с интернет платформами, блогами, форумами, что становится все более важно для продвижения брендов.Помимо этого, мы обеспечиваем полную маркетинговую поддержку для всех проектов, которые представляем.

Не смотря на общий фон роста, российский рынок находится на стадии развития,поэтому проблем по-прежнему достаточно: недостаток государственной поддержки, сложности с доступом к информации, старомодный подход к бизнесу, недостаток юристов по авторскому праву. Эти проблемы нужно решать поступательно, поддерживать подготовку специалистов в области авторского права, может быть даже открыть отдельный центр подготовки таких людей совместными усилиями участников рынка.

При этом у российского рынка лицензирования, возможно, самый большой потенциал в мире. Долгое время у наших соотечественников не было доступа к высококачественным товарам, так что лицензионные товары, подразумевающие высокое качество, пользуются все большим спросом. Из-за экономического роста у родителей появилась возможность предоставлять себе и своим детям выбор, что, безусловно, является плодородной почвой для лицензирования. К управлению компаниями приходят люди, достигшие профессионального успеха в 21-ом веке, они более открыты, активны, в большей степени ориентированы на потребителя. Это делает профессиональный климат на лицензионном рынке в нашей стране более продуктивным и позитивным.”

*По данным Global License, май 2012г.